Тренажер ЭП1М

Скачать буклет:


Описание

Тренажерный комплекс электровоза ЭП1М-3D создан для Воронежской ДТШ фирмой  ООО «РТР» в тесной кооперации с преподавателем тех. школы Олегом  Мысковым  и машинистом-инструктором Сергеем Васильевым  из  эксплуатационного локомотивного депо Россошь, Юго-Восточной железной дороги.  Такое   соавторство   позволило создать  многофункциональный обучающий комплекс,  максимально отвечающий предъявляемым требованиям по подготовке и повышению квалификации  машинистов в образовательных структурах РЖД  и непосредственно в самих эксплуатационных локомотивных депо.

Одной из отличительных  особенностей данного тренажера является наличие кабины с круговым обзором и местом помощника машиниста. Фронтальное и боковое динамическое изображение создает полную иллюзию реального движения. В зеркалах заднего вида, которые воспроизводятся на боковых экранах, передается соответствующее динамическое изображение вагонов поезда и других объектов.

Иллюзия реальной поездки  в ходе тренировочного упражнения также усиливается созданием реальной акустической обстановки, за счет  имитации шума оборудования электровоза, голосовой информации от приборов безопасности,  при этом  реализована возможность контроля регламента переговоров  между машинистом и помощником. Также обеспечена имитации работы поездной радиосвязи  и контроль соблюдения  регламента при переговорах с ДСП, ДНЦ  и машинистами других поездов в  различных ситуациях. Графические возможности данного тренажерного комплекса позволяют  создавать  любые возможные неисправности и их видимые проявления, как в своем поезде, так и во встречных поездах. Обязательным является воспроизведение  различных неисправностей пути, контактной сети, нарушение  габарита и т.д. Программное обеспечение позволяет отрабатывать и контролировать действия обучаемого по порядку оказания помощи остановившемуся поезду с использованием вспомогательного локомотива. Воспроизводить режим маневровых передвижений по станции, начиная от выезда из депо (ПТОЛ) до прицепки локомотива к составу и многое другое.

При создании программного обеспечения  для тренажерного комплекса было принято решение идти  по пути создания математических моделей всех процессов  происходящих при ведении поезда, что  позволило максимально точно воспроизводить все условия   соответствующие  реальной поездке. Например, в тренажере имеется возможность выбора не только времени суток, времени года, интенсивности осадков, но и предусмотрена возможность выбора температуры окружающего воздуха. Программа тренажера в этом случае сама изменит коэффициент сцепления колеса с рельсом, изменятся условия видимости сигналов, вдобавок ко всему изменится работа тормозов поезда, особенно в условиях низких температур.

Математическое моделирование также позволяет использовать тренажерный комплекс электровоза  ЭП1М и в качестве наглядного интерактивного пособия во время теоретического обучения. Например, на экран учебной аудитории можно вывести пневматическую схему электровоза, где в режиме онлайн  будет воспроизводится  работа всех аппаратов пневматической системы локомотива, с указанием реального изменения давления воздуха  в каждом элементе этой системы,  в зависимости от положения ручек кранов в кабине управления, срабатывания автостопа  или перекрытия тормозной магистрали в поезде. Аналогичным образом можно  увидеть и работу электрической схемы и оборудования  электровоза в различных  режимах.

Отдельно можно  выводить на  экран  учебного класса и использовать в качестве интерактивного пособия блок индикации КЛУБ,  и  отрабатывать  порядок ввода данных. Аналогичным образом можно работать и с дисплеем МСУД, обеспечивая возможность учащимся приобрести практические навыки работы с ним, еще до занятий  непосредственно на тренажере, т.е. при  проведении теоретических занятий.             

Представленная тренажерная система также обладает рядом  уникальных возможностей по отработке и контролю действий локомотивной бригады вне кабины управления. Например,  сенсорный экран с трехмерным изображением кузова электровоза с расположенным в нем оборудованием, позволяет виртуально производить необходимые переключения для устранения неисправности или сбора аварийных схем, с использованием элементов управления расположенных на блоках и панелях в кузове электровоза.

За действиями машинистов работающих на тренажере, можно наблюдать непосредственно  из учебной аудитории с помощью нескольких видеокамер. Также на экран расположенный учебном кабинете, выводятся параметры работы электровоза, изображение путевой обстановки  которую  видит  машинист за пультом тренажера. Все это в комплексе, обеспечивает реализацию интенсивной формы обучения, когда учащиеся, во  время  теоретической части  урока, могут видеть и анализировать под руководством преподавателя, реальные действия своих коллег, выполняющих условную поездку на тренажере.

Непрерывный звуковой и видео контроль за действиями обучаемых,  дает обширную и достоверную информацию для объективной оценки качества выполненной машинистом учебной поездки. Он позволяет оперативно информировать обучаемого об ошибках, а также позволяет осуществлять последующий количественный и качественный анализ допущенных ошибок и выявлять причины их возникновения. Воспроизведение информации, записанной в процессе учебной поездки на тренажере, позволяет преподавателю или инструктору, при разборе проанализировать работу машиниста, указать на конкретные ошибки, отметить наиболее точные и верные действия в различных ситуациях, продемонстрировать при необходимости наиболее оптимальные действия других обучаемых  при аналогичных ситуациях.

Сохраняемая база позволяет использовать накопленную информацию учебно-тренировочных поездок  в качестве наглядного обеспечения соответствующих тем занятий, при проведении теоретического обучения с другими учащимися.